Тузиков А.Р.
Казань

Сообщество фулбрайтовцев и виртуальное образовательное пространство

    Образование и наука, как впрочем, и любая сфера культуры, немыслимы без интенсивных контактов как внутри, так и вне профессиональных сообществ. Для науки и образования с точки зрения долговременных перспектив развития, пожалуй, нет злейшего врага, чем замкнутость в региональных или национальных границах. Программа Фулбрайт в этом отношении - одна из проверенных временем форм расширения международных контактов в сфере науки и образования. С социологических позиций процесс институализации любой социальной деятельности должен сопровождаться формированием некоего сообщества и сообществ лиц, активно участвующих в том или ином виде деятельности, а также формализацией (в хорошем смысле) через систему ролей и статусов необходимых социальных взаимодействий. На мой взгляд, сегодняшние формы взаимодействия между "новичками", "ветеранами", "официальными лицами" и "внешней средой" институализированы недостаточно и относительно слабо структурированы, особенно это относиться к виртуальному пространству Интернета, которое будет играть все большее значение в "глобализующемся" мире. Рискну предположить, не боясь выглядеть утопистом, функциональность рассмотрения вопроса о принципиальной возможности организации профессионального сообщества всех "фулбрайтовцев" в рамках проекта виртуального фулбрайтовского университета, который бы взял на себя роль организационной формы для всех видов научной, просветительской и образовательной деятельности. Данная форма позволила бы через создание виртуальных кафедр и факультетов объединить ученых и специалистов всех стран и координировать их работу в рамках задач программы Фулбрайт. В перспективе такой университет мог бы решать задачи и профессиональной подготовки специалистов с акцентом на мультикультурные аспекты подготовки к деятельности в условиях глобализации. Представители разных стран и наций, имеющие опыт работы в рамках проекта Фулбрайт являются ценным "культурным капиталом" для решения данных задач. Привлекательно выглядит и возможность проведения онлайновых конференций и доступность для общения практически любого специалиста в большинстве стран мира. Практически виртуальный университет Фулбрайта взял бы на себя миссию первого, по-настоящему, глобального университета. Экономические глобальные тенденции обрели бы и научно-образовательные плоть и кровь. Сам дух программы Фулбрайт, как нельзя лучше подходит для данной миссии. Конечно, как и любой проект, проект упомянутого университета требует экономического обоснования и инвестиций. Это очень важный вопрос, но в то же время "основной капитал" виртуального университета - это люди, их интеллект, опыт и информационные ресурсы. Вот это то уже имеется в наличие. Задача найти форму их совместной деятельности и направить ее на решение поставленных задач. Задачи, конечно глобальны, но, как говориться вызовам эпохи глобализации требуется противопоставить глобальные проекты. Думается "культурный капитал" фулбрайтовцев в целом может внушать оптимизм для реализации подобных проектов.