В.А. Тен
Сургутский госуниверситет (ХМАО),

О перспективах американистики в России

    Рассмотрение перспектив российской американистики  в начале XXI века, вероятно, целесообразно вести в двух аспектах: как   совокупности научных исследований, ведущихся в различных отраслях науки и как комплекса учебных дисциплин, преподаваемых в вузах страны.
    На наш взгляд, длившийся с конца 80-х годов, примерно десятилетний период расширения американистики как  набора учебных предметов, в основном, завершился.  За это время благодаря программе Фулбрайт  и другим программам поддержки распространения знаний о демократии и гражданском обществе география  обучения студентов основным моментам американской политической  системы, экономики, функционирования гражданского общества, истории и т.п. распространилась в большинстве регионов России. Даже в недавно открытом Сургутском госуниверситете (ХМАО)  осуществлялась в течение одного учебного года специальная "Программа американистики в СурГУ". Были разработаны и прочтены студентам такие курсы как история США, политическая система США, этнические и расовые процессы в США и некоторые другие. Были подготовлены соответствующие небольшие учебные пособия, разосланные потом на исторические факультеты вузов Урала и Сибири. 
    Но  изменения  в отношении большинства рядовых россиян к Соединенным Штатам, широко отразившиеся на страницах региональных и местных  средств массовой печати и негативно повлияли на местную администрацию и руководителей вузов. Так, в Сургутском госуниверситете программа по американистике, рассчитанная  по разработанному учебному плану на получение степени бакалавра "Американистики" была свернута.  Основными причинами её прекращения, как нам представляется,  были не только отсутствие внешнего  источника финансирования, но и спад интереса  студентов к получению такового образования. Ряд студентов, не участвующих в программе, открыто поддерживали   враждебную позицию одной из ведущих   местных газет, выступавшей не только против реализации этой программы в СурГУ, но и допускавшей резкие выпады против политики США в отношении России и особенно против американизации молодежной культуры и языка. Исходя из подобного опыта, можно высказать предположение, что американистика, как основная образовательная программа в высших учебных заведениях, будет  в начале нового века вновь концентрироваться в основных традиционно сильных и престижных университетах страны. При этом  количество студентов, занимающихся американистикой как основной специальностью, будет относительно невелико, что вполне отвечает состоянию и ныне действующей тенденцией в российско-американских экономических и политических связях.
    В отличие от  учебного аспекта американистики, её исследовательская составляющая будет продолжать расти как вширь, так и вглубь. В пользу этого говорят географическое многообразие и количество региональных и всероссийских научных и научно-практических конференций, состоявшихся хотя бы за последние 2-3 года. Даже многие конференции по проблемам общественного, духовного, экономического состояния и развития России  (не говоря уже о форумах юридической и политологической направленности) включает в себя несколько докладов либо чисто американской тематики, либо компаративистского характера. Увеличивается количество и качество публикаций результатов научных исследований, прямо или косвенно относящихся к американистике. Об этом же говорит рост количества защищенных  докторских и кандидатских диссертаций, основанных на изученных в США источниках и оригинальной научной  литературе.  Все большее число участников привлекают, например, проводимые   на историческом факультете МГУ регулярные научные конференции  Ассоциации американистики вузов России. 
    Успешное развитие именно исследовательской стороны американистики дает основание надеяться на укрепление самой основы, научного ядра всего комплекса американоведения. Это позволит в будущем не только сохранить американоведение как специализацию по ряду направлений подготовки квалифицированных кадров в России, но и  затем обеспечить увеличение их количества и  расширение географии мест обучения.