Д. Кирнарская

Проблемы американской науки можно решать в России

  1. Американская наука по сравнению с российской выглядит гораздо более благополучной и дающей гораздо больший простор для исследования. Однако на общем благополучном фоне есть свои трудности, связанные со сложностями в организации экспериментов с участием людей, и особенно детей. Еще одно достоинство американской науки - высокая оплата труда ученых и администраторов, которая также может тормозить исследования: любой большой проект становится сразу же чрезвычайно дорогим, и если его целесообразность вызывает некоторые сомнения (что в науке почти аксиома, поскольку научное исследование всегда сопряжено с риском наткнуться на отрицательный результат или придти к положительному итогу гораздо медленнее, чем надеялись при планировании работ), то проект в США скорее всего будет отвергнут.
  2. В качестве примера такого большого, и на мой взгляд чрезвычайно перспективного проекта, который, тем не менее, не может быть реализован в США, приведу разработку пакета тестов на специальные способности в соответствии с теорией мультиинтеллекта Хауэрда Гарднера (Harvard Graduate School of Education) - он был одним из руководителей моей научной стажировки в Гарвардском университете. Успех проекта заключался бы в реализации американского принципа "equal opportunities" ("равных возможностей"), когда стало бы ясно, что нет бездарных людей - есть бездарные тестовые системы: успех проекта будет означать, что каждый человек получит возможность обнаружить и развить свой природный талант, причем талант этот удастся открыть уже в 7-8 лет. Есть много причин, в том числе и вышеназванные, которые не позволяют приступить к разработке проекта "Мультиинтеллект" на родине автора. Вместе с тем эта, на мой взгляд выдающаяся теория, не может быть полностью подтверждена без соответствующей экспериментальной проверки, которая к тому же имела бы колоссальную практическую ценность как альтернатива многим существующим тестам, не учитывающим индивидуальные различия. Предлагаю организовать такую проверку в России по следующим основаниям: а) исключительная научная ценность теории; б) прорыв в области тестирования и профориентации, который обещает успех проекта; в) возможность привлечь к проекту специалистов из разных областей - педагогов, психологов и практиков, а также наличие бесплатной экспериментальной базы в российских школах.
  3. Для выполнения этого и подобных проектов, родившихся у Фулбрайтовских стипендиатов в ходе их стажировки в США, предлагаю учредить научный Фулбрайтовский фонд. Этот Фонд мог бы взять на себя организацию крупных совместных разработок для реализации идей американских ученых в России. Основными критерями для отбора проектов предлагаю считать: 1) научную и (или) практическую значимость; 2) организационно-финансовые трудности для реализации проекта в США; 3) наличие соответствующих возможностей в России.