Д. Кирнарская
Проблемы американской науки можно
решать в России
- Американская наука по сравнению с российской
выглядит гораздо более благополучной и дающей
гораздо больший простор для исследования. Однако
на общем благополучном фоне есть свои трудности,
связанные со сложностями в организации
экспериментов с участием людей, и особенно детей.
Еще одно достоинство американской науки -
высокая оплата труда ученых и администраторов,
которая также может тормозить исследования:
любой большой проект становится сразу же
чрезвычайно дорогим, и если его целесообразность
вызывает некоторые сомнения (что в науке почти
аксиома, поскольку научное исследование всегда
сопряжено с риском наткнуться на отрицательный
результат или придти к положительному итогу
гораздо медленнее, чем надеялись при
планировании работ), то проект в США скорее всего
будет отвергнут.
- В качестве примера такого большого, и на мой
взгляд чрезвычайно перспективного проекта,
который, тем не менее, не может быть реализован в
США, приведу разработку пакета тестов на
специальные способности в соответствии с
теорией мультиинтеллекта Хауэрда Гарднера (Harvard
Graduate School of Education) - он был одним из руководителей
моей научной стажировки в Гарвардском
университете. Успех проекта заключался бы в
реализации американского принципа "equal
opportunities" ("равных возможностей"), когда
стало бы ясно, что нет бездарных людей - есть
бездарные тестовые системы: успех проекта будет
означать, что каждый человек получит возможность
обнаружить и развить свой природный талант,
причем талант этот удастся открыть уже в 7-8 лет.
Есть много причин, в том числе и вышеназванные,
которые не позволяют приступить к разработке
проекта "Мультиинтеллект" на родине автора.
Вместе с тем эта, на мой взгляд выдающаяся теория,
не может быть полностью подтверждена без
соответствующей экспериментальной проверки,
которая к тому же имела бы колоссальную
практическую ценность как альтернатива многим
существующим тестам, не учитывающим
индивидуальные различия. Предлагаю организовать
такую проверку в России по следующим основаниям:
а) исключительная научная ценность теории; б)
прорыв в области тестирования и профориентации,
который обещает успех проекта; в) возможность
привлечь к проекту специалистов из разных
областей - педагогов, психологов и практиков, а
также наличие бесплатной экспериментальной базы
в российских школах.
- Для выполнения этого и подобных проектов,
родившихся у Фулбрайтовских стипендиатов в ходе
их стажировки в США, предлагаю учредить научный
Фулбрайтовский фонд. Этот Фонд мог бы взять на
себя организацию крупных совместных разработок
для реализации идей американских ученых в
России. Основными критерями для отбора проектов
предлагаю считать: 1) научную и (или) практическую
значимость; 2) организационно-финансовые
трудности для реализации проекта в США; 3) наличие
соответствующих возможностей в России.