М. В. Карасева
Московская государственная консерватория имени
П. И. Чайковского
Текущая cоциальная
cитуация. В начале 21-го века усилилась роль психотехнологий
(обучения, духовного саморазвития, социальной
помощи). Среди основных составляющих их роста:
развитие информационных технологий, интенсификация
обучения. Особенностью развертывания этих
процессов на современном этапе является межкультурная
и междисциплинарная интеграция.
1. Межкультурная интеграция:
образовательная и культурологическая сферы.
а) Рассмотрение высокоэффективных
и низкоэффективных тенденций развития в
практике обучения в гуманитарно-художественных
колледжах США (в экономическом, антропоцентрическом,
когнитивном и гендерном аспектах).
Системность образования, раннее
начало интенсивного образования как факторы
возможного позитивного российского влияния.
Примеры из личного опыта обучения
студентов-иностранцев.
Низкоэффективные черты российской
системы образования: в т.ч. жесткая иерархичность
в получения знаний, слабая компьютерная база.
Пример возможного использования американских
музыкально-образовательных компьютерных
программ (полученных в результате
Фулбрайт-стажировки);
б) Выявление способствующих и
мешающих факторов интеграции российских ученых
в международное научное сообщество с
культурологических позиций.
Способствующие факторы:
гуманистические установки в современном
социальном развитии России и Америки,
демократические ориентиры и социальная
открытость общества, ставший более сопоставимым
культурно-бытовой уровень жизни крупных городов
Америки и России.
Препятствующие факторы:
социокультурная и языковая адаптация. Феномен
культурного шока и анализ его проявлений у
российских ученых. Среди аспектов: отношение к
пространству, архитектуре, стилю одежды и
питания. Обзор американской "элитарной
культурной модели" (университетские городки).
Способы преодоления культурного шока: повышение
уровня толерантности к иной языковой и
поведенческой модели. Эффективность
использования психотехнических НЛП-моделей
работы с типологическими убеждениями.
2. Междисциплинарная интеграция на
примере музыкальной психокоррекции - новой
области исследований в обеих странах. Важность
использования коммуникативных и суггестивных
возможностей музыкального языка для оптимизации
социального поведения людей, в особенности,
живущих в мультиэтнической среде. Анализ
факторов, сдерживающих развитие
междисциплинарного подхода.
Практические шаги, сделанные автором
лично, а также планирующиеся сделать для
углубления межкультурных и междисциплинарных
связей.
Предложения по оптимизации
межкультурной деятельности фонда: а) образовательные:
развитие междисциплинарных программ, сочетающих
искусствоведческий и социопсихологический
подходы; б) психоэкологические: создание Интернет-сайта
психологической поддержки российских ученых,
стажирующихся в США. Предполагаемые эффекты:
возможность отслеживания и оперативного решения
возникающих наиболее типичных проблем (в том
числе проблемы разобщенности). Разработка рубрик
подобного сайта может стать отдельной темой
социолого-психологического исследования автора.