Н.Л. Иванова
Ярославский педагогический университет
Современная социальная
ситуация представляет российским ученым в
области психолого-педагогических наук новые
возможности для сотрудничества с зарубежными
коллегами. Международные конференции, доступ к
литературе на иностранных языках, международные
гранты и многие другие формы работы становятся
доступными даже для ученых из провинциальных
вузов.
Программа Фулбрайт является ярким
примером демократических форм приобщения
российских ученых к изучению новых как
американских, так и мировых научных подходов.
Один из главных позитивных выводов, который был
сделан мной после стажировки в университете
Калифорния в Беркли, касался организации научных
исследований в академической среде США и
распространения полученных результатов. На мой
взгляд, в университетах США сформирована гибкая
и продуктивная система, стимулирующая участие
преподавателей вузов в научных исследованиях с
последующим обсуждением и внедрением
результатов в практику школы. К сожалению,
российские педагогические вузы не сформировали
такой системы. В педагогической науке все еще
сильно проявляются последствия пост
коммунистической системы организации научных
исследований, например, волюнтаризм, опора на
бесплатный труд, закрытость исследований и
результатов, произвольное истолкование
результатов и т.д. Эти последствия создают
проблемы в интеграции российских ученых в
международное научное сообщество.
Мы можем отметить еще одну серьезную
проблему, которая тормозит культурное и научное
сотрудничество российских и американских
педагогов. Это проблема социальной идентичности.
В проведенных нами исследованиях было выявлено,
что на фоне кризиса социальной идентичности,
который переживает современное общество России,
педагоги и студенты педагогических вузов имеют
идентичность, в которой большое место занимают
пост советские и изоляционистские
характеристики. Россия слишком долго была
закрытой от прогрессивного мира страной, чтобы
люди, особенно в провинции, были настроены на
взаимодействие с международным сообществом. На
мой взгляд, необходима терпеливая работа и
постепенное расширение круга участия педагогов
в международных мероприятиях: конференциях,
круглых столах, дискуссиях, публикациях и т.д.
Чтобы использовать опыт, полученный в
ходе стажировки в США, в "домашних"
университетах и научных сообществах, на наш
взгляд можно ввести новые виды небольших по
сумме грантов, которые будут предоставлять
вернувшимся домой участникам возможность
применить новые знания в России. Это могут быть
конференции, дискуссии, круглые столы с
привлечением различных специалистов. Например,
можно организовать конференцию по тематике,
которая была заявлена в программе Фулбрайт, и над
которой специалист работал в течение нескольких
месяцев в Америке. Это не секрет, что после
приезда, многие ученые испытывают трудности в
информировании своих коллег, внедрении
полученного опыта в своей научной среде.
Ярославль является областным центром,
в котором благодаря экономическим,
географическим и историческим факторам,
сложилась инфраструктура, благоприятная к
развитию международного сотрудничества.
Последняя конференция, которая была
организована нами в Ярославле 15-17 января 2001 года (cennosti-conf.narod.ru), показала,
что в педагогической и академической среде
сформировался большой интерес к изучению и
использованию зарубежного опыта. Кроме того,
появляется тенденция к развитию
междисциплинарного взаимодействия и поиска
возможностей сочетания традиционных и новых
подходов в теории и практике образования.
Имеющийся опыт можно использовать для развития
российско-американского научного
сотрудничества в области
психолого-педагогических наук через организацию
конференций и приглашение американских
специалистов в Ярославские вузы.