Н.Л. Иванова
Ярославский педагогический университет

Проблемы интеграции российских ученых в международное научное сообщество
(в области психолого-педагогических наук).

    Современная социальная ситуация представляет российским ученым в области психолого-педагогических наук новые возможности для сотрудничества с зарубежными коллегами. Международные конференции, доступ к литературе на иностранных языках, международные гранты и многие другие формы работы становятся доступными даже для ученых из провинциальных вузов.
    Программа Фулбрайт является ярким примером демократических форм приобщения российских ученых к изучению новых как американских, так и мировых научных подходов. Один из главных позитивных выводов, который был сделан мной после стажировки в университете Калифорния в Беркли, касался организации научных исследований в академической среде США и распространения полученных результатов. На мой взгляд, в университетах США сформирована гибкая и продуктивная система, стимулирующая участие преподавателей вузов в научных исследованиях с последующим обсуждением и внедрением результатов в практику школы. К сожалению, российские педагогические вузы не сформировали такой системы. В педагогической науке все еще сильно проявляются последствия пост коммунистической системы организации научных исследований, например, волюнтаризм, опора на бесплатный труд, закрытость исследований и результатов, произвольное истолкование результатов и т.д. Эти последствия создают проблемы в интеграции российских ученых в международное научное сообщество.
    Мы можем отметить еще одну серьезную проблему, которая тормозит культурное и научное сотрудничество российских и американских педагогов. Это проблема социальной идентичности. В проведенных нами исследованиях было выявлено, что на фоне кризиса социальной идентичности, который переживает современное общество России, педагоги и студенты педагогических вузов имеют идентичность, в которой большое место занимают пост советские и изоляционистские характеристики. Россия слишком долго была закрытой от прогрессивного мира страной, чтобы люди, особенно в провинции, были настроены на взаимодействие с международным сообществом. На мой взгляд, необходима терпеливая работа и постепенное расширение круга участия педагогов в международных мероприятиях: конференциях, круглых столах, дискуссиях, публикациях и т.д.
    Чтобы использовать опыт, полученный в ходе стажировки в США, в "домашних" университетах и научных сообществах, на наш взгляд можно ввести новые виды небольших по сумме грантов, которые будут предоставлять вернувшимся домой участникам возможность применить новые знания в России. Это могут быть конференции, дискуссии, круглые столы с привлечением различных специалистов. Например, можно организовать конференцию по тематике, которая была заявлена в программе Фулбрайт, и над которой специалист работал в течение нескольких месяцев в Америке. Это не секрет, что после приезда, многие ученые испытывают трудности в информировании своих коллег, внедрении полученного опыта в своей научной среде.
    Ярославль является областным центром, в котором благодаря экономическим, географическим и историческим факторам, сложилась инфраструктура, благоприятная к развитию международного сотрудничества. Последняя конференция, которая была организована нами в Ярославле 15-17 января 2001 года (cennosti-conf.narod.ru), показала, что в педагогической и академической среде сформировался большой интерес к изучению и использованию зарубежного опыта. Кроме того, появляется тенденция к развитию междисциплинарного взаимодействия и поиска возможностей сочетания традиционных и новых подходов в теории и практике образования. Имеющийся опыт можно использовать для развития российско-американского научного сотрудничества в области психолого-педагогических наук через организацию конференций и приглашение американских специалистов в Ярославские вузы.