В. Д. Хижняк
Государственная морская академия им. адмирала
С.О. Макарова
Задачи и основное содержание работы
Товарищества выпускников программы Фулбрайт в
России на современном этапе
Работа Товарищества в настоящее
время должна быть направлена на решение
практических вопросов, связанных с реформой
высшей школы, реорганизацией вузов, превращением
их в процветающие рыночные структуры. Исходя из
этого, основными задачами Товарищества на
современном этапе следует считать:
- Создание Фондов ассоциаций выпускников
программы Фулбрайт (по типу Alumni Foundations
американских университетов) в городах, где
существуют такие ассоциации. Вряд ли можно
говорить о серьезной работе и решении конкретных
задач без должного финансирования. Вес и
репутация Программы Фулбрайт дают основания
надеяться, что правительства городов окажут если
не финансовую поддержку, то хотя бы содействие в
создании таких фондов.
- Создание и финансирование (из средств Фонда)
работы независимой комиссии Товарищества по
изучению путей реформирования российской высшей
школы и использованию положительного
американского опыта в развитии высшего
образования. Богатый опыт работы выпускников
программы Фулбрайт в вузах Америки, их обширные
академические связи в этой стране дают
возможность основательно проработать не только
частные вопросы организации вузов, но и
разработать общую концепцию и план
реформирования высшей школы в нашей стране,
которые могут быть переданы в Министерство
образования РФ и др. структуры, имеющие отношение
к проблеме, как базовый или справочный материал
для использования в государственных программах
развития образования в России.
- Обсуждение проблем и оказание помощи
Управлению военного образования МО РФ
(Направлению военного образования ВМФ),
руководству военных (военно-морских) учебных
заведений и военных кафедр (факультетов)
гражданских вузов по реформированию системы
подготовки офицерских кадров в РФ. В США в
настоящее время более 80% кадровых офицеров
готовится в гражданских вузах. Это дает
возможность не только почти в 10 раз сократить
расходы на их обучение, но и увеличивает
интеллектуальный потенциал армии, решает многие
тяжелые проблемы общества. Это также дает
возможность гражданским вузам гарантировано
зарабатывать хорошие деньги, т.к. Министерство
обороны оплачивает обучение будущих офицеров.
Противники подготовки офицерских кадров в
гражданских вузах нашей страны приводят
аргументы, которые западное общество обсуждало
лет 30-40 назад, в то время как ежегодно в ВС РФ на 24
месяца принудительно призывается несколько
тысяч выпускников военных кафедр гражданских
вузов.
- Проведение практических конференций по
организации вузов, как образцовых структур
рыночной экономики (с приглашением
представителей Министерства образования, МО РФ,
министерств, в чем ведении находятся
специализированные вузы, руководящего состава
различных вузов).
- Анализ и содействие обмену и внедрению новых
концепций и методов обучения, современных
обучающих технологий, их адаптация к конкретным
дисциплинам и программам обучения. Для
выполнения работ привлекать студентов и
преподавателей, профессионально владеющих
алгоритмическими языками, что сделает
программные продукты (достаточно качественные,
как показывает опыт) значительно дешевле
фирменных .
- Подключение ко всем вышеописанных видам работ
Фулбрайтовских ассоциаций в других странах, а
акже Ассоциации Профессионалы за сотрудничество
.
- Оказание помощи выпускникам программы Фулбрайт
в реализации их научного потенциала, применении
полученных в США знаний и опыта, предоставление
возможности заработать дополнительные денежные
средства (в т.ч. выдача льготных кредитов на
открытие частных курсов, школ и т.п.). Эта задача
(или подобные ей) является одной из главных задач
любой ассоциации профессионалов. Учитывая
материальное положение работников высшей школы
в современной России, эта задача исключительно
актуальна.
- Участие представителей Ассоциации участников
программы Фулбрайт в работе Комитетов по науке и
высшей школе Администраций Москвы и С-Петербурга
(др. городов). Обсуждение проблем города в этой
области на собраниях Ассоциации, организация
конкретной работы для их решения.
- Издание периодического сборника Ассоциации (1-2
раза в год).
- При успешной работе Фондов, решение других
многочисленных задач по развитию высшего
образования в нашей стране.