В. Д. Хижняк
Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова

Задачи и основное содержание работы Товарищества выпускников программы Фулбрайт в России на современном этапе

    Работа Товарищества в настоящее время должна быть направлена на решение практических вопросов, связанных с реформой высшей школы, реорганизацией вузов, превращением их в процветающие рыночные структуры. Исходя из этого, основными задачами Товарищества на современном этапе следует считать:

  1. Создание Фондов ассоциаций выпускников программы Фулбрайт (по типу Alumni Foundations американских университетов) в городах, где существуют такие ассоциации. Вряд ли можно говорить о серьезной работе и решении конкретных задач без должного финансирования. Вес и репутация Программы Фулбрайт дают основания надеяться, что правительства городов окажут если не финансовую поддержку, то хотя бы содействие в создании таких фондов.
  2. Создание и финансирование (из средств Фонда) работы независимой комиссии Товарищества по изучению путей реформирования российской высшей школы и использованию положительного американского опыта в развитии высшего образования. Богатый опыт работы выпускников программы Фулбрайт в вузах Америки, их обширные академические связи в этой стране дают возможность основательно проработать не только частные вопросы организации вузов, но и разработать общую концепцию и план реформирования высшей школы в нашей стране, которые могут быть переданы в Министерство образования РФ и др. структуры, имеющие отношение к проблеме, как базовый или справочный материал для использования в государственных программах развития образования в России.
  3. Обсуждение проблем и оказание помощи Управлению военного образования МО РФ (Направлению военного образования ВМФ), руководству военных (военно-морских) учебных заведений и военных кафедр (факультетов) гражданских вузов по реформированию системы подготовки офицерских кадров в РФ. В США в настоящее время более 80% кадровых офицеров готовится в гражданских вузах. Это дает возможность не только почти в 10 раз сократить расходы на их обучение, но и увеличивает интеллектуальный потенциал армии, решает многие тяжелые проблемы общества. Это также дает возможность гражданским вузам гарантировано зарабатывать хорошие деньги, т.к. Министерство обороны оплачивает обучение будущих офицеров. Противники подготовки офицерских кадров в гражданских вузах нашей страны приводят аргументы, которые западное общество обсуждало лет 30-40 назад, в то время как ежегодно в ВС РФ на 24 месяца принудительно призывается несколько тысяч выпускников военных кафедр гражданских вузов.
  4. Проведение практических конференций по организации вузов, как образцовых структур рыночной экономики (с приглашением представителей Министерства образования, МО РФ, министерств, в чем ведении находятся специализированные вузы, руководящего состава различных вузов).
  5. Анализ и содействие обмену и внедрению новых концепций и методов обучения, современных обучающих технологий, их адаптация к конкретным дисциплинам и программам обучения. Для выполнения работ привлекать студентов и преподавателей, профессионально владеющих алгоритмическими языками, что сделает программные продукты (достаточно качественные, как показывает опыт) значительно дешевле фирменных .
  6. Подключение ко всем вышеописанных видам работ Фулбрайтовских ассоциаций в других странах, а акже Ассоциации Профессионалы за сотрудничество .
  7. Оказание помощи выпускникам программы Фулбрайт в реализации их научного потенциала, применении полученных в США знаний и опыта, предоставление возможности заработать дополнительные денежные средства (в т.ч. выдача льготных кредитов на открытие частных курсов, школ и т.п.). Эта задача (или подобные ей) является одной из главных задач любой ассоциации профессионалов. Учитывая материальное положение работников высшей школы в современной России, эта задача исключительно актуальна.
  8. Участие представителей Ассоциации участников программы Фулбрайт в работе Комитетов по науке и высшей школе Администраций Москвы и С-Петербурга (др. городов). Обсуждение проблем города в этой области на собраниях Ассоциации, организация конкретной работы для их решения.
  9. Издание периодического сборника Ассоциации (1-2 раза в год).
  10. При успешной работе Фондов, решение других многочисленных задач по развитию высшего образования в нашей стране.