Н. Л. Грейдина
Пятигорский институт экономики и управления
Современный этап
образования выдвигает задачу совершенствования
воспитательно-образовательной системы
посредством формирования и развития языковой
культуры, созидания развивающейся активной
личности.
Фундаментом реализации данной
глобальной программы является методологическая
позиция, заключающаяся в использовании
лингвоэтнокультурологического подхода к
процессам воспитания и образования.
Следует констатировать, что в начале XXI
века продолжает сохраняться несоответствие
метатеории и лингвокультурологической практики
с реалиями этнических процессов. Один из
перспективных путей преодоления этой ситуации
развитие лингвоэтнической культурологии,
междисциплинарной области, возникающей на грани
лингвокультурологии и этнологии и имеющей своим
предметом лингвоэтнические особенности культур.
Лингвоэтническая культурология
предпологает изучение этнокоммуникативных
феноменов культуры, сопоставительный анализ
категорий типологического и специфического в
коммуникативной деятельности представителей
различных этнокультур, что позволяет
приблизиться к постижению глобальных,
общечеловеческих закономерностей цивилизации.
Именно лингвоэтнокультурологический
анализ будет способствовать выявлению подлинных
детерминант культурно-социальных процессов, в
частности, в американском и российском
обществах.
В силу своего духовно-энергетического
воздействия культура оказывает значительное
влияние на формирование мировоззрения, базиса
национальной специфики этнокоммуникации,
представляя новые идеи широким кругам
общественного сознания. Познание американской
культуры через англоязычную коммуникацию
направлено на воспитание и развитие человека
культуры, его культурной идентификации; подъем
на новую эволюционно-коммуникативную ступень.
Идентичные процессы имеют место при реверсивном
образе познания русской культуры американскими
коммуникантами.
Особенно стимулирует
вышеобозначенный процесс концепция нового
мышления, суть которой - переход от конфронтации
к диалогу во всех областях. Этнокоммуникативное
взаимодействие американской и русской культур -
убедительный пример этого. Следовательно,
культурное пространство с диалогической формой
интеракции его компонентов - путь в мировую
коммуникацию и универсум.
Таким образом, появляется реальная
возможность комплексного характера реализации
обучения и воспитания посредством достижения
связи языковой и неязыковой коммуникативной
компетенции. Более того, подобный параллелизм
предполагает формирование культуры
межнациональной коммуникации.