В. С. Бойко
Барнаульский государственный педагогический
университет
Программа Фулбрайт и развитие
академического сообщества в Азиатской России
(на примере Алтайского края РФ)
Азиатская Россия - гигантский регион
к востоку от Урала, на территории которого к
концу XX в. сформировалась весьма развитая и
многопрофильная инфраструктура
научно-образовательных учреждений: вузов,
отделений и базовых учреждений академической и
отраслевой науки. Однако в силу многих
экономических, географических и прочих факторов
ее развитие происходит чрезвычайно
неравномерно: продуктивный потенциал
децентрализации и автономности отдельных
научных дисциплин, школ и коллективов подчас
перекрывается их оторванностью и замкнутостью
даже в пределах локальных академических систем,
не говоря уже о вертикально-горизонтальных
связях национального и международного масштаба.
Особенно неблагоприятные условия
сложились в традиционно дотационном Алтайском
крае, который ныне образует часть
центрально-азиатского фронтира России - зоны
государственной границы с особым
морально-психологическим климатом,
административным режимом и т.п. Помимо
экономической периферийности и близких к
экстремальным природно-климатических условий,
АК РФ отличается слабостью развития научной
базы, основная часть которой сосредоточена в
соседней Новосибирской и других областях
Сибири. Здесь нет ни одного офиса/филиала
учебно-научных международных и вообще
зарубежных (культурно-информационных и др.)
структур, за исключением ИОО, что затрудняет
осуществление международного сотрудничества,
включая его организационно-технические аспекты
(доступ к банкам данных, связь и др.).
Перечисленные обстоятельства не мешают
заинтересованным организациям осваивать
местные интеллектуальные ресурсы и вовлекать их
в процесс международных связей. Однако
объективные трудности и недостатки базовой
подготовки/опыта даже наиболее активной части
местного академического сообщества служат
препятствием для его участия в программе
Фулбрайт - одной из самых престижных и конкурсных
инициатив научно-образовательного
характера. Не менее актуальны для алтайских
участников этой программы и возможности
последующего сотрудничества в рамках
ассоциации выпускников, а также
взаимодействующих с ней объединений. В этом
смысле Товарищество выпускников ПФ крайне
необходимо, а в силу их малочисленности в
провинции оно должно функционировать в
рамках других американских программ в России.
При этом ПФ в России должна поддерживать, по
аналогии с АЙРЕКС и др., и свою идентичность
корпоративными мини-программами (мини-гранты и
др.). Для ее взаимодействия с
Фулбрайтовскими ассоциациями в мире необходимо
решить организационно-финансовые проблемы
(уплата единовременного взноса).
Конкретный опыт участия в ПФ позволяет
высказать следующие соображения.
- Содержательная программа пребывания в США
возможна лишь при ее тщательной
предварительной подготовке примерно за год
вперед (своевременные заявки на участие в
конференциях, изучение рынка аренды жилья
он-лайн, повышение уровня самоорганизации и др.,
наличие портфеля проектов/предложений
сотрудничества по месту стажировки и в пределах
всего научно-образовательного пространства
США).
- Необходимо как можно быстрое включение в
местную, общенациональную и международную
научную среду (вступление в профессиональные
ассоциации, установление контактов и
уточнение программы пребывания в США,
использование активных форм стажировки,
создающих основу для новых проектов).
- Американское академическое сообщество вполне
самодостаточно, особенно по ряду специальных
дисциплин с высокоразвитой
научно-образовательной базой, превосходящей
по некоторым параметрам российскую (в
востоковедении - по языковой подготовке, опыту
полевых исследований, наличию
многочисленных профильных и дифференцированных
программ финансовой поддержки,
переподготовки и др.), работа по совместным
проектам с ним затруднена из-за различий в
планировании и финансировании, формальных
ограничений по гражданству, возрасту и др.
Принципиальный (и труднопоправимый, при
отсутствии специальных курсов, аналогичных
курсам немецкого языка фонда А.Гумбольдта в
Германии) недостаток российских
партнеров - слабые навыки письменного, а подчас и
разговорного научного английского языка. Это
сдерживает их дальнейшее и устойчивое вхождение
в американскую и мировую научную среду.
- Американская академическая среда позитивно
корпоративна и высокоорганизованна, она
располагает уникальными (оборудование,
библиотечные фонды, режим работы и др.), почти
безграничными возможностями
научно-образовательного творчества, освоение
которых создает в последующем определенные
трудности реадаптации к условиям
командирующей организации и в то же время
потенциал новой технологии работы (в т.ч. ее
менеджмента), новых контактов, "запас
прочности", подчас достаточный для целого
этапа профессиональной деятельности на
родине. Однако данный потенциал не всегда можно
реализовать из-за консерватизма местной
среды, особенно ее управленческих структур и
коллег, не имеющих соответствующего опыта
международного сотрудничества и сознательно
игнорирующих его наличие у других. "Дoма"
гораздо острее стоит и проблема поколений, -
их смена во многих отраслях и сферах до сих
пор носит случайный характер, в гуманитарных
науках, в том числе их управленческих
эшелонах все еще доминирует старшее советское
(по возрасту и/или подходу) поколение с его
невысокой офисной грамотностью, глубоко
засевшим опытом политического активизма в
рамках компартии и комсомола. Черты трагизма
приобретает судьба среднего поколения,
нуждающегося и еще способного к переучиванию, но
все больше "выпадающего" за пределы
возрастных докторских и пост-докторских
программ. Некоторые из них (в том числе ПФ) по
отношению к российским участникам по ряду
параметров (сроки пребывания, тематика и др.)
носят дискриминационный характер.
- Определенные психологические и другие проблемы
создает весьма низкий уровень/формальный
характер социализации американского
академического сообщества, некоторые
различия менталитета и стереотипов статусного
поведения, структуры питания,
императивность некоторых бюрократических
процедур административно-правового характера.
- "Домашняя" научная подготовка (но лишь
действительно солидная, в данном случае -
полученная в центральной системе РАН) создает
мощный концептуальный базис, а также умение
работать в сложных, даже экстремальных
условиях, что позволяет в основном преодолевать
ее серьезные пробелы и недостатки текущей
профессиональной деятельности.
- Нынешний уровень культурного взаимодействия
России и США весьма высок, но недостаточен,
однако существующие перед каждой из сторон
внутренние и международные проблемы будут и
дальше препятствовать установлению более
доверительного климата двусторонних отношений.
Тем не менее, бурно развивающиеся в последнее
десятилетие контакты, в том числе по линии
научно-образовательных программ, могут
способствовать гармонизации
межгосударственных российско-американских
связей и профессиональных контактов.
Алтайские вузы и научные учреждения могли бы
предоставить соответствующие условия для
приема определенных групп американских
исследователей - сибиреведов (историков,
этнологов), политологов - геополитиков,
социологов, представителей естественных наук, а
также наладить совместную работу по
междисциплинарным проектам (типа очерков по
истории и современности Сибири коллективом
германских, американских и российских
исследователей). Расширяется и участие
представителей Азиатской России (студентов,
преподавателей, исследователей) в
разноуровневых американских
культурно-образовательных программах,
включая самую элитарную - программу Фулбрайт.
Этому способствует уже накопленный и
требующий закрепления опыт международного
сотрудничества данного региона РФ, а также
сегодняшние и завтрашние потребности высшего
образования. Последние инициативы программы
Фулбрайт, Ассоциации "Профессионалы за
сотрудничество" - очередной шаг в этом
направлении, а одной из акций должно стать
создание ее отделения на Алтае -
центрально-азиатском рубеже России. Главная
предпосылка, ресурс и свидетельство более
полноценной интеграции местного академического
сообщества в мировое - использование новых
информационных технологий, уже внедренных и
внедряемых, в том числе благодаря таким
программам, как IATP, Фулбрайт и др. (см.,
например, веб-сайт автора данного доклада
"Центральная Азия: взгляд из Сибири").
Накопленный собственный опыт
участия в международных программах США, а также
Германии и Великобритании позволяет предложить
в качестве некоторых новых ориентиров программы
Фулбрайта в России:
- развитие дополнительных корпоративных и
межведомственных (поощрительных и др.)
программ поддержки выпускников;
- оптимизацию сроков стажировки в США (по
наиболее масштабным проектам, по
существующим аналогам, - до 1 года);
- создание дополнительных условий для
совершенствования английского языка
- расширение возможностей
профессионально-образовательной переподготовки
выпускников, в том числе ведущих к получению
степени (в данный момент существует лишь
возможность получения частичной стипендии на
обучение в Монтерейском институте
международных отношений), с учетом обстоятельств
"прерванной" карьеры и др.