В. С. Бойко
Барнаульский государственный педагогический университет

Программа Фулбрайт и развитие академического сообщества в Азиатской России
(на примере Алтайского края РФ)

   Азиатская Россия - гигантский регион  к востоку от Урала, на территории которого к концу XX в. сформировалась весьма развитая и многопрофильная инфраструктура научно-образовательных учреждений: вузов, отделений и базовых учреждений академической и отраслевой науки. Однако в силу многих экономических, географических и прочих факторов ее развитие происходит чрезвычайно неравномерно: продуктивный потенциал децентрализации и автономности отдельных научных дисциплин, школ и коллективов подчас перекрывается их оторванностью и замкнутостью даже в пределах локальных академических систем, не говоря уже о вертикально-горизонтальных связях национального и международного масштаба.
   Особенно неблагоприятные условия сложились в традиционно дотационном Алтайском крае, который ныне образует  часть центрально-азиатского фронтира России  - зоны государственной границы с особым морально-психологическим климатом, административным режимом и т.п. Помимо экономической периферийности и близких к экстремальным природно-климатических условий, АК РФ отличается слабостью развития научной базы, основная часть которой сосредоточена в соседней Новосибирской  и других областях Сибири. Здесь нет ни одного офиса/филиала учебно-научных международных и вообще зарубежных (культурно-информационных и др.) структур, за исключением ИОО, что  затрудняет осуществление международного сотрудничества, включая его организационно-технические аспекты (доступ к банкам данных, связь и др.).
   Перечисленные обстоятельства не мешают заинтересованным организациям осваивать местные интеллектуальные ресурсы и вовлекать их в процесс международных связей. Однако объективные трудности и недостатки базовой подготовки/опыта даже наиболее активной части местного академического сообщества служат препятствием для его участия в программе Фулбрайт - одной из самых престижных и конкурсных инициатив   научно-образовательного характера. Не менее актуальны  для алтайских   участников этой программы и возможности последующего  сотрудничества   в рамках ассоциации выпускников, а также взаимодействующих с ней объединений. В этом смысле Товарищество выпускников ПФ крайне необходимо, а в силу их малочисленности в провинции оно должно функционировать в   рамках других американских программ в России. При этом ПФ в России должна поддерживать, по аналогии с АЙРЕКС и др., и свою идентичность корпоративными мини-программами (мини-гранты и др.). Для ее   взаимодействия с Фулбрайтовскими ассоциациями в мире необходимо решить организационно-финансовые проблемы (уплата единовременного  взноса).
   Конкретный опыт участия в ПФ позволяет высказать следующие соображения.

    Накопленный собственный опыт участия в международных программах США, а также Германии и Великобритании позволяет предложить в качестве некоторых новых ориентиров программы Фулбрайта в России: